Иоанн из Монтекорви́но [Джованни да Монтекорвино; лат. Iohannes de Monte Corvino; итал. Giovanni da Montecorvino] (ок. 1246, Монтекорвино (ныне Монтекорвино-Ровелла, пров. Салерно) или Монтекорвино, близ Лучеры (пров. Фоджа, Апулия), Италия - 1.01.1328, Даду (монг. Ханбалык, ныне Пекин)), францисканец-миссионер, 1-й католич. архиеп. Пекина. О детстве и юношеских годах И. из М. сохранилось мало сведений. По свидетельству его современника францисканца Иоанна из Мариньолли, еп. Бизиньяно, прежде чем принести монашеские обеты, И. из М. проявил себя на военном поприще и на гражданской службе (как судья и врач) в Сицилийском королевстве, но уже тогда отличался набожностью и щедростью в делах благотворительности.
В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV. К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.
Путешествие И. из М. в Китай через Индию подробно описано в его письме папе Римскому от 20 дек. 1292(?) г. (содержание письма известно из неточного пересказа доминиканца Мененцилия из Сполето для богослова Бартоломео из Сан-Конкордио (1262-1347)). Ценность представляют приведенные в письме сведения о географическом положении Индии, к-рые были результатом его наблюдений за высотой солнца над горизонтом в дни равноденствий и за продолжительностью дня и ночи в период солнцестояния. И. из М. одним из первых ввел в сферу научных представлений того времени информацию о том, что к югу от Индостана нет обитаемой материковой суши, однако имеется много островов. Он дает 1-е в европ. лит-ре достаточно подробное описание страны, названной им В. Индия: ее рельефа, растительного мира, быта и обычаев туземцев, торговли и мореходства в условиях муссонного климата. Впосл. итал. астролог, философ и врач Петр Абанский (1250-1316) включил текст письма И. из М. в одно из своих сочинений, и т. о. сведения об Индии стали известны итал. гуманистам и др. деятелям эпохи Возрождения. Благодаря И. из М. в первые десятилетия XIV в. морской путь в Китай, связавший западноевроп. страны с Дальн. Востоком, стал для итал. купцов и христ. миссионеров, пользовавшихся услугами местных перевозчиков, относительно безопасным, тогда как более короткая сухопутная дорога до Пекина - через Кафу (ныне Феодосия, Украина), Тану (ныне Азов), Сарай-Бату (ныне городище у с. Селитренного Астраханской обл.), Ургенч, Алмалык, Кашгар - в силу политических причин оставалась небезопасной. Все это способствовало закреплению географических сведений о ранее неизвестных районах Юж., Вост. и Юго-Вост. Азии.
В 1291 г. миссия И. из М. отправилась в Ормуз, а затем в Малабар. И. из М. побывал на сев. участке зап. берега Индостана (неизвестно, высаживался ли он в главных гаванях этого побережья - Камбее, Броче и Гоа). Более ясен конечный отрезок маршрута: от одной из гаваней Малабара (вероятно, Квилона) вокруг мыса Коморин (Кунниякумари) к Майлапуру (ныне в составе Б. Ченнаи, адм. центра шт. Тамилнад), в то время крупнейшему порту тамильского королевства Чола (IX-XIII вв.). И. из М. проповедовал на Коромандельском берегу (по преданию, там принял мученическую кончину ап. Фома, над могилой к-рого в Майлапуре местная несторианская община возвела храм). И. из М. пробыл там ок. 13 месяцев и крестил ок. 100 чел.
Даты отплытия миссионеров из Индии в Китай и приезда в Даду неизвестны. Нек-рые исследователи высказывали сомнение относительно возможной встречи И. из М. с утвердившимся на кит. троне ханом Хубилаем; вероятно, францисканец уже не застал Хубилая в живых (ум. 18 февр. 1294). Видимо, И. из М. приступил к своим миссионерским обязанностям, поскольку его деятельность встретила противодействие местных несторианских проповедников, которые обвинили его перед ханом Тэмуром Олджэйту (1294-1307) в подлоге и шпионаже. Однако И. из М. удалось доказать свою невиновность и заручиться поддержкой хана. Уже в 1299 г. был построен и освящен католич. храм с колокольней в Даду. Стены храма украшали 6 картин на сюжеты Свящ. Писания, к-рые сопровождались пояснениями на лат. и монг. языках и на фарси. В 1305 г. И. из М. приступил к строительству капеллы, к-рая должна была вместить 200 чел. (деньги на покупку земли, расположенной напротив имп. дворца, и на сооружение капеллы выделил купец Пьетро ди Лукалонго, сопровождавший И. из М.). О результатах своей деятельности миссионер писал главному викарию провинции ордена францисканцев в Крыму (кустодия Газария), магистру и тем членам ордена, к-рые находились в Иране (послания от 8 янв. 1305 и от 13 февр. 1306). К 1306 г. в католичество было обращено ок. 6 тыс. чел.; к 1318 г. в кит. столице было построено 3 храма (строительство последнего, ставшего кафедральным собором, началось в 1313). И. из М. выкупил у родителей-язычников 150 мальчиков (в возрасте от 7 до 11 лет), к-рых он крестил и обучил греч. и лат. языкам. Он переписал для них 2 бревиария и Псалтирь с 30 гимнами и, познакомив их с основами католич. богослужения, сформировал из них хор. Во время мессы, к-рую он служил на латыни и частью (слова вступления и канон) на монг. языке, в католич. храме собиралась неоднородная в этническом и социальном отношении община верующих, представленная членами правящей династии и ее подданными, а также выходцами из др. стран: аланами, армянами, венграми, греками, грузинами, русскими и др. Как предполагают некоторые исследователи (И. де Рахевильц, П. Селла), И. из М. и его последователи не ставили себе цель выучить кит. язык. Находясь на содержании у имп. двора, католич. миссионеры проповедовали исключительно среди привилегированной части кит. общества. После падения монг. династии Юань христиане подверглись преследованиям, католич. храмы были закрыты либо уничтожены. В одном из писем И. из М. упоминает о правителе некой области (у Марко Поло она названа Тендук), населенной, вероятно, найманами, кереитами и аргынами. Приняв крещение с именем Георгий от несторианского священника, правитель вместе с сыном был обращен И. из М. в католичество. Бывая в столице, он помогал И. из М. служить мессы; на своих землях он построил храм и освятил его по католич. обряду (согласно одной версии, это совр. Датун в пров. Шаньси, согласно другой - совр. Хух-Хото в автономном р-не Внутренняя Монголия). При его помощи И. из М. рассчитывал полностью перевести католич. богослужение на монг. язык, чему, однако, помешала смерть новообращенного правителя. Францисканцу удалось перевести на монг. язык, которым он овладел, НЗ и Псалтирь. По преданию, получившему распространение во францисканском ордене, в 1310 г. И. из М. крестил 3-го императора династии Юань Хайшана Кулука (1307-1311) и его мать (эти сведения не подтверждены документально).
Поскольку объем работы в католич. миссии все время увеличивался, И. из М. требовалась помощь. В 1303 г. к нему присоединился францисканец Арнольд из Кёльна, ставший его помощником. Буллой «Rex Regum» от 23 июля 1307 г. папа Климент V возвел И. из М. в достоинство архиепископа Ханбалыкского (Пекинского), в юрисдикцию которого входила вся Монгольская империя (archiepiscopus Khanbalikum et summus archiepiscopus in toto de Imperio Tartarorum). Служить в новом католич. архиеп-стве и провести церемонию посвящения И. из М. во архиепископа должны были 7 членов ордена францисканцев, рукоположенные в епископский сан министром-генералом францисканского ордена Гонсало де Бальбоа (1304-1313). Андреуччо из Ассизи, Николай из Банции, Ульрик Зайфридсдорф скончались в 1308 г. в Индии. Андрей из Перуджи, Герхард и Перегрин из Вильнёва прибыли в Даду в 1309-1310 гг. Они возвели И. из М. в сан архиепископа. Францисканец Вильгельм из Виллановы отложил отъезд и прибыл в Китай в 1311 г. вместе с миноритами Петром Флорентийским (в 1332-1362 занимал одну из епископских кафедр в Китае), Фомой и Иеронимом Каталонскими.
В совр. католической историографии со ссылкой на письмо Андрея из Перуджи, адресованное общине францисканского мон-ря в Перудже, основание первых католич. еп-ств в Китае датируется 1318 г.- тогда было учреждено 3 кафедры в городах Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь; в той же провинции был создан крупный миссионерский центр в гавани Сямынь), Ханчжоу (пров. Чжэцзян) и Янчжоу (пров. Цзянсу); на эти кафедры были поставлены прибывшие францисканцы. Открытие новых храмов в отдаленных провинциях страны требовало пополнения состава католич. миссии. С этой целью в Китай отправилась еще одна группа францисканцев, куда вошли Иаков Падуанский, Петр Сиенский, Фома из Толлентино и груз. мон. Димитрий из Тифлиса. Однако в Индии они были захвачены в плен мусульманами и убиты 9 апр. 1321 г. в г. Тхана (о-в Солсетт). Впосл. мощи Фомы из Толлентино были доставлены в Цюаньчжоу и захоронены там другим миссионером-францисканцем, Одориком из Порденоне, в 1323-1328 гг. находившимся в Китае. Одорик, вероятно, имел возможность общаться с И. из М., к-рый, по всей видимости, благословил его на обратном пути в Европу пройти через Тибет и Лхасу, что ранее не удавалось никому из европейцев.
Во францисканском Мартирологе кончина И. из М. датируется 1328 г. По более позднему свидетельству Иоанна из Мариньолли, находившегося в Даду в 1342-1346 гг., похороны И. из М., «кого татары и аланы почитают святым», прошли торжественно, присутствовали представители христ. общины и язычники. В XIV и XV вв. предпринимались попытки канонизировать И. из М. 12 июня 1924 г., после обращения к папе Римскому Пию XI специально созванного католич. совета в Шанхае, был начат беатификационный процесс И. из М. (к наст. времени не завершен). В ордене францисканцев он почитается как блаженный и «первый апостол Китая» (пам. 1 янв.). В 2000 г. в Монтекорвино-Ровелла установлен бронзовый монумент в честь И. из М.